ФЛОТ ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВЫ

| Новости сайта | Обратная связь | Ссылки |

ВМФ России сегодня

Корабли, события, люди.
Новости из жизни флота и судостроительной промышленности

История флота

Флот в послевоенный период. История экипажей, частей и соединений ВМФ

Личное дело

Биографические данные командного состава и не только..

Мы вместе служили когда-то..

Юбилеи, встречи, поиск сослуживцев..

Разведотдел

ВМС, корабли и вооружение иностранных государств

Архив событий

Информация главной страницы, перенесенная в архив

Военно-технический альманах "ТАЙФУН"

24 года в боевом строю

Посетите страницу экипажа К-421!!


Капитан 1 ранга запаса В.Чуканов
Статья была опубликована в журнале «Морской Сборник», 2000, № 10

30 декабря 2000 г. исполняется 25 лет со дня принятия в боевой состав Краснознаменного Северного флота атомной подводной лодки К-421 - последнего корабля в серии РПКСН проекта 667БД. На флоте ее неофициально называли "подарком XXV съезду КПСС", так как строительство лодки завершилось к началу форума. Это было время ядерного противостояния двух великих держав. На чашу весов были брошены значительные финансовые и людские ресурсы, лучшие производственные мощности страны. В результате всю серию из четырех РПКСН этого проекта (К-182, К-193, К-92 и К-421) в ускоренном темпе ввели в строй в 1975 г., и корабли получили шифр "Мурена-М".

Подводная лодка проекта 667БД создавалась в развитие проекта 667Б. Увеличились длина субмарины на 16 м и количество баллистических ракет (до 16), добавился жилой отсек (так называемый "5-бис"), была установлена система электрохимической регенерации воздуха "ЭРВ-М", что значительно улучшило обитаемость корабля.

Формирование первого экипажа началось в феврале 1974 г. Командиром назначили капитана 2 ранга Г. Никитина, его заместителем - капитана 2 ранга А. Андросенко, старшим помощником - капитан-лейтенанта В. Чиркова, помощником командира - капитан-лейтенанта К. Грицана, командиром БЧ-5 - капитана 2 ранга Ю. Степанова. Обучался офицерский состав в 93 учебном центре ВМФ в г. Палдиски (Эстония). Затем сюда же прибыли мичманы, старшины и матросы. Боевая учеба в Центре продолжалось до мая 1975 г., после чего экипаж в полном составе направился в пос. Гремиха (Северный флот) для стажировки на РПКСН проекта 667Б, которым командовал контр-адмирал В. Фролов. Опытный командир и его подчиненные очень помогли становлению нового экипажа.

Спуск К-421 на воду со стапелей Северного машиностроительного предприятия состоялся в середине июля, а накануне Дня ВМФ на ней торжественно подняли Военно-морской флаг. Начались испытания в море. Проверялась работа корабельных механизмов на различных режимах скорости, максимальных глубинах погружения, многочисленных замерах шумности.

Завод покинули вечером 30 декабря 1975 г. (пока в канале не встал лед!). На борту, кроме экипажа была и... бригада "малярш". Целый месяц потом они докрашивали внутренности и механизмы корабля. Как оказалось, это тоже была заводская традиция, впрочем, довольно "оригинальная".

Утром 1 января 1976 г. К-421 прибыла в пункт постоянного базирования и вошла в состав дивизии подводных лодок (командир - контр-адмирал А. Павлов, начальник штаба - капитан 1 ранга Э. Балтин, заместитель командира дивизии - капитан 1 ранга В. Холод - все впоследствии стали Героями Советского Союза, начальник ЭМС - капитан 1 ранга Д. Алпатов). После отработки курсовых задач начались нелегкие флотские будни - выходы в море, ракетные и торпедные стрельбы, автономные походы и межпоходовые ремонты. О сложности первого периода службы корабля и его единственного экипажа (второй так и не сформировали) можно судить по боевой нагрузке: за первые два года эксплуатации РПКСН личный состав выполнил, помимо многомесячного боевого дежурства у пирса, три похода на боевую службу.

Та стоянка у пирса была уникальной. В течение полугода только треть офицерского и мичманского состава отпускалась домой. Нередко, задержавшись по служебной необходимости на корабле, люди опаздывали на последний рейс грузовиков, приспособленных для перевозки людей (часть мичманов и офицеров жила с семьями в п. Гаджиево), и были вынуждены идти пешком ночью 12 километров по сопкам. Но к подъему флага никто не опаздывал.

В этот период корабль стал своеобразным местом паломничества разных комиссий как из штаба флота, так и из Министерства обороны. Проверки шли за проверками. В итоге - экипаж успешно прошел испытание даже по спортивной подготовке. Большая заслуга в этом старпома В. Чиркова, которому приказом по флоту за личное выполнение всех нормативов военно-спортивного комплекса присвоили звание кандидата в мастера спорта.

В первый боевой поход корабль отправился зимой. Бушевавший в течение нескольких суток ураган не позволял лодке нормально отойти от пирса. Три буксира "вытолкнули" РПКСН на середину Кольского залива. Бортовая качка достигала 54 градуса, но экипаж, осваивая подручные "средства спасения" (ведра, обрезы, соленая вобла), сумел обеспечить работу всей материальной части и безаварийный выход корабля из залива. Сильно пострадал только старпом: на выходе из залива океанская волна протащила его по мостику, в результате оказались сломаны ребра. Но корабельный врач сумел поднять офицера на ноги всего за 10 дней.

На этом приключения не закончились. Через несколько дней при всплытии под перископ на ночной сеанс связи в центре Баренцева моря лодку потряс мощный удар. Видимо это была одиночная льдина, повредившая ряд выдвижных устройств корабля. Но механики свершили чудо: залитая ими эпоксидной смолой (во избежание фильтрации забортной воды) окулярная часть перископа впоследствии успешно выдерживала давление воды на рабочих глубинах в течение всего похода. Запомнилось и возвращение корабля в базу, когда под музыку военного оркестра лодка подошла к пирсу с гордо торчащей трубой сломанного перископа. Командир доложил о выполнении боевой задачи командующему флотилией ПЛ вице-адмиралу Л. Матушкину и... получил из его рук орден "Красного Знамени" (правда, за предыдущие боевые заслуги).

В последующем боевые походы проходили более спокойно, но имели свои особенности. Так, экипаж впервые провел летнюю боевую службу не подо льдами, к чему всегда готовились, а в Белом море, в надводном положении, да еще на якоре, изнывая целый месяц от жары.

Памятным стало и успешное выполнение учебно-боевой задачи по прорыву противолодочного рубежа. Уникальность заключалась в том, что выход из базы был произведен неожиданно - по боевой тревоге, под дизелями; ядерную энергетическую установку ввели в действие только в море. В ходе прорыва рубежа личный состав первым обнаружил и условно атаковал противолодочную лодку "противника". Затем состоялся старт ракеты по боевому полю и возвращение в базу. На пирсе командующий флотилией вручил экипажу жареного поросенка - так, сохраняя традицию русских подводников, были отмечены успешные действия подводников.

Уже в первые годы плавания корабль и экипаж активно участвовали в научно-исследовательских работах. Не обходилось без казусов. Случалось, представители промышленности, аврально проводя доработку боевой техники за несколько часов до выхода на боевую службу, устанавливали блоки (в том числе в электронно-вычислительную технику), не проверенные в базе на всех режимах. Из-за этого экипаж в автономке стоял в буквальном смысле "на ушах", придумывая, как грамотно устранить возникшие из-за этих доработок неисправности.

Экипаж со временем менялся, но традиции, заложенные первым составом, сохранялись. За успешное выполнение боевых задач в высоких широтах командир и ряд офицеров были награждены орденами и медалями. А в 1980 г. экипаж выступил (как тогда было принято) инициатором социалистического соревнования в ВМФ. На следующий год подводный крейсер объявили "лучшим кораблем" в Военно-Морском Флоте. И в дальнейшем все поставленные перед экипажем задачи выполнялись успешно. В целом за свой жизненный цикл подводная лодка 35 раз несла боевое дежурство, совершив при этом 23 выхода на боевую службу.

Корабль стал своеобразной "кузницей" опытных кадров подводников, которыми может гордиться новое поколение моряков. Среди них - первый заместитель командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирал В. Чирков, первый заместитель начальника боевой подготовки ВМФ контр-адмирал О. Лазарев, заместитель начальника Военно-медицинской академии по научной и учебной работе генерал-майор медицинской службы В. Новиков, начальник кафедры тактики ВМФ Военно-морского института (бывшее ВВМУ имени М.В. Фрунзе) капитан 1 ранга Л. Шульдешов. Ныне находятся на заслуженном отдыхе капитан 1 ранга А. Неволин, бывший заместитель начальника учебного центра подготовки подводников, капитан 1 ранга А. Катвалюк, в свое время - заместитель начальника Севастопольского военно-морского инженерного училища по учебной и научной работе, старшие преподаватели бывшего Киевского военно-морского политического училища капитаны 1 ранга Г. Никитин и В. Ефременков (последний - сын старпома легендарной ПЛ С-13), капитан 2 ранга В. Руденко, руководивший лабораторией ЦНИИ МО, морской редактор и редактор первых английских выпусков журнала Генерального штаба ВС "Военная мысль" капитан 1 ранга А. Кузиванов и многие другие. Капитаны 1 ранга Г. Карнаухов и Н. Елезов стали командирами новейших атомоходов.

Прошло более 20 лет. Каждый корабль имеет заданный по проекту срок службы. Но жизненный цикл РПКСН К-421 закончился, без сомнения, слишком рано. В 1997 г. его исключили из боевого состава ВМФ, переведя в корабли отстоя, а в следующем году доставили для разделки и утилизации на СРЗ "Нерпа". Здесь ракетный подводный крейсер стратегического назначения и закончил свое существование. Ядерное топливо было выгружено, корабль разрезан и в июне 1999 г. утилизирован.

Корабль жил 24 года. Его уже нет, но остались члены экипажа, которые помнят его и свято чтут военно-морские традиции. В нынешнем году ветераны РПКСН решили отметить 25-летие подъема Военно-морского флага и вступление К-421 в боевой состав ВМФ торжественным сбором. Для координации действий и организации встречи создана инициативная группа в составе Л. Шульдешова, В. Руденко, А. Кузиванова и автора данной статьи.

Телефоны и адреса для связи:

Л. Шульдешов:
г. Санкт-Петербург, Богатырский пр., д. 4, кв. 704;
тел. (812) 323-94-41 (раб.), 395-15-65 (дом.)
Е-mail: warrior@comset.net

В.Руденко:
195298, г. Санкт-Петербург, ул. Ленская, д. 10/1, кв.80;
тел. (812) 278-71-91 (раб.), 525-24-70 (дом.).

Посетите страницу экипажа К-421!!


Ваши отзывы, вопросы, предложения по e-mail



На главную страницу


Last Updated: